?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Поминальные  камни  Таштыкских  могильников.

Э.Б. Вадецкая

/ КСИА. Вып. 128. 1971. С. 33-36.

Ещё в 1887  г. экспедиция профессора Аспелина, снимая план обширного могильника на р. Уйбате (Уйбатский чаа-тас), отметила в юго-восточной стороне могильника длинный ряд высоких каменных стел, поставленных ребром на восток и запад. Позже план этого кладбища был снят Д.А. Клеменцем, С.В. Киселёвым, М.П. Грязновым. Согласно этим планам, 34 камня образовывали цепочку, вытянутую с ССЗ на ЮЮВ, но, вероятно, раньше продолжавшуюся в обе стороны. Расстояние между камнями 1,5-2  м. (1)

Производя раскопки в 20-х годах в районе с. Батеней, С.А. Теплоухов обратил внимание на то, что к северу от двух таштыкских могильников, на р. Таштык и у оз. Горького, также имеются вертикально вкопанные плиты, образующие своеобразный ряд. В обоих случаях сохранилось по шесть плит с промежутками между ними от 1 до 3 кв.м.(2) С.А. Теплоухов предположил связь этих плит с древними кладбищами и в качестве отличительной особенности таштыкских могильников указал на длинный ряд высоких камней, ориентированных с ССЗ на ЮЮВ и находящихся обыкновенно на севере или востоке от могильного поля. (3)



Предположения С.А. Теплоухова приобрели большее основание, когда С.В. Киселёвым были отмечены аналогичные ряды камней на востоке таштыкских могильников под горой Ильинской и Уйбат II. Он же при раскопках на Уйбатском чаа-тасе (1936 г.) установил, что вышеописанный ряд камней не имеет отношения к каменным курганам чаа-тас, а древнее последних. С.В. Киселёв раскопал могилу под каменной насыпью, расположенную между двумя камнями ряда. Изучение могильной ямы показало, что она перерезала более старую выемку, сделанную при установке контрфорса каменной стены. (4) Итак, отрицалась связь стел с каменными курганами и с ещё большей вероятностью, чем по раскопкам С.А. Теплоухова, стелы связывались с раскинувшимся к западу от них таштыкским кладбищем.

Позже Л.Р. Кызласов указал на ряд из четырёх плит на Изыхском чаа-тасе и на ряд из 36 камней к востоку от таштыкских склепов на р. Аскыз. (5 (33/34)

С какой целью ставился ряд камней у кладбища, ограничивал ли он территорию могильника или имел какое-либо другое значение? Почему камни есть на большинстве, но не на всех могильниках, в частности они не отмечены на самом знаменитом Оглахтинском, на увале горы Барсучиха, у дер. Быстрой и т.д.? Эти вопросы были преждевременны, поскольку бесспорных доказательств, что упомянутые камни относятся к таштыкской культуре, всё-таки не было.

В 1967  г. среди грунтовых таштыкских могил у бывшей дер. Новая Чёрная (левый берег Енисея) были раскопаны две массивные плиты, лежавшие на древней поверхности земли. Одна из них отломана от основания, вкопанного в землю и укреплённого контрфорсами. Вкопанная в землю плита ориентирована широкими гранями с запада на восток. На уровне контрфорса, перед широкой гранью плиты стоял небольшой горшок таштыкского типа и в нём несколько косточек барашка.

Ещё севернее по Енисею, на увале «Мысок» у дер. Аёшка расположен таштыкский могильник, состоящий из четырёх склепов и около ста могил. Могильник исследовался в 1968  г. На юго-восточной окраине могильника из земли торчали края плит, поставленных вертикально, высотой 10-20  см. Расположение их казалось беспорядочным.

Было решено здесь заложить раскоп (20×6 м) с целью выяснения, не являются ли плиты остатками какого-либо древнего сооружения или выходами скалы. В результате выявились два ряда вкопанных в материк плит, сохранившихся высотой от 30 до 200 см. Все большие плиты оказались упавшими одна на другую. Ряды плит вытянуты с севера на юг, широкими гранями ориентированы с запада на восток. Основания плит укреплены мелкими камнями. Перед узкими гранями некоторых плит, в ямках, найдены кости барана. В основании одного из камней, в специальном ящичке из мелких плит, стоял горшок и лежали кости барана. Горшок идентичен керамике раскапываемого могильника (рис. 6-7).

Значительные раскопки в том же году проводил М.П. Грязнов под горой Тепсей, где находятся памятники всех эпох от афанасьевской до таштыкской. Западная часть древнего могильника была занята детскими таштыкскими грунтовыми могилами и двумя большими склепами. По окраине могильника всюду видны вертикально торчащие из земли плиты. Последние находились также и между детскими могилами. На поверхности земли чаще были видны только края плит, расположенных бессистемно. Было заложено два раскопа — 170 кв.м и 45 кв.м. После того как были удалены случайные обломки плит, выяснилось, что в одном раскопе в материке сохранились пять рядов ССЗ-ЮЮВ. Ориентированы плиты широкими гранями с запада на восток с небольшим отклонением. Около узких граней положены горшки и кости животных. В общей сложности в обоих раскопах найдено более 30 сосудов.

Результаты раскопок на «Мыске» и под горой Тепсей были неожиданны, поскольку первоначально торчащие края плит казались непонятными, но не связывались в представлении с теми внушительными рядами стел, которые были известны у таштыкских могильников. Тем не менее выяснилось, что эти памятники однотипны, того же времени и назначения. Это позволяет по-иному взглянуть на все случаи нахождения стел на таштыкских кладбищах.

Стелы ставились рядами на одной из окраин могильного поля к северу, западу или востоку от него. Как показали раскопки под горой Тепсей и на «Мыске», стелы стояли многочисленными рядами, занимая при этом значительную площадь. Все ряды стел для каждого могильника ориентированы одинаково широкими и узкими гранями.

Поскольку камни стоят несколькими рядами и на одной только из окраин могильного поля, они не могли быть ограждением территории древнего кладбища. В то же время тот факт, что перед камнями в ямках зары вались сосуды с пищей и куски мяса, позволяет считать их ритуальными, вероятно, поминальными. Пища клалась перед определённым камнем, перед его узкой гранью. Вероятно, камни вкапывались соответственно числу совершенных поминок. (34/35) (35/36)

.Копия рис1 vadezkaya-1971-1


Рис. 6. Сосуд и кости барана у основания поминального камня на могильнике «Мысок».

.Копия рис2 vadezkaya-1971-2

Рис. 7. Поминальные камни могильника Тепсей III .


Находки у поминальных камней керамики, идентичной таштыкским могильникам, доказывают неоспоримую принадлежность стел к таштыкской культуре. Поскольку стелы известны в настоящее время на большинстве таштыкских кладбищ, они могут являться отличительным внешним признаком последних. Следовательно, ряды стел можно использовать при поисках таштыкских могильников. Например, Д.А. Клеменц видел 30 камней, идущих в ряд и парами в окрестностях оз. Шира, около улуса Коковского. (6) Красноярской экспедицией обнаружен ряд стел справа от тракта Абакан — Красноярск, на 141 км от г. Абакана. Л.Р. Кызласов указал на ряды стел на пашне близ улуса Кызласова и на р. Уйбате. (7)  В этих местах должны были быть таштыкские кладбища.

Остаётся неясным, ставились ли поминальные камни на всех без исключения могильниках, поскольку ранее фиксировались лишь плиты внушительных размеров, в то время как плиты, обломанные и чуть торчащие на поверхности, внимания исследователей не привлекали. Ближайшая задача — осмотреть уже раскопанные могильники с целью поисков следов поминальных камней. Кроме того, необходимо выяснить площадь, занимаемую стелами на могильниках. Это поможет определить, следует ли связывать поминальные камни со склепами, с грунтовыми могилами или с теми и другими вместе.

---

1)  Л.А. Евтюхова. Археологические памятники енисейских кыргызов (хакасов). Абакан. 1949, стр. 19; С.В. Киселёв. Древняя история Южной Сибири. М., 1950 [1951], стр. 414.

2) Дневник С.А. Теплоухова. 1925 г. Архив МЭН, ф. 3, оп. 1, д. 70, 105.

3) С.А. Теплоухов. Опыт классификации древних металлических культур Минусинского края. МАЭ [МЭ], т. IV, вып. II. А, 1929, стр. 50.

4) С.В. Киселёв. Указ.соч., стр. 415.

5)  Л.Р. Кызласов. Таштыкская эпоха. М., 1960, стр. 11; он же. Хакасская археологическая экспедиция 1958  г. [УЗ] ХНИИЯЛИ, вып. VIII. Абакан, 1960, стр. 165.

6) Д.А. Клеменц. Отчёт о раскопках в Минусинском округе в 1889-1890 гг. Архив ЛОИА, д. 23, 1888, стр. 238.

7)  Л.Р. Кызласов. Указ.соч., стр. 166.

http://kronk.narod.ru/news.htm

---

Таштыкская культура - археологическая культура Южной Сибири железного века (II век до н. э. - V век н. э.), преемница Тагарской культуры, появилась в следсвии миграции в данный регион монголоидов и представителей Уральской расы – в 3-2 веках до н.э. (Тагарцы – индоевропейцы Бронзы и РЖВ, восходят к Андроновская к-ре). Таштыкская культура  принципиально отличается от Тагарской более широким распространением железа. Хозяйство - оставалось  земледельческо -скотоводческим. Новшеством было появление примитивной сохи, которая, впрочем, не вытеснила мотыгу.

О социальном развитии Таштыкцев свидетельствуют погребения. Они разделяются на скромные грунтовые могилы и огромные склепы, похожие на поздние захоронения Тагарской знати. Енисейская аристократия сохраняла прежние, «скифские» обычаи бальзамирования, боевой татуировки.

Захоронения - Курганы-склепы имеющие вид каменно-земляных насыпей диаметром 10-20  м, высотой 0,4-1,5  м, с западинами в центре. По периметру котлована сооружали ограду - крепиду, с запада устраивали наземные входы - дромосы. Стены либо облицовывались плитами, либо тыном и клетью, вдоль стенок - полати из плах в 1-2 яруса, перекрытие из брёвен, бересты и плиток.

Склепы после окончания в них захоронения поджигали. Хоронили преимущественно кремированные кости умерших, видимо, помещённые в куклы, а в ранних склепах встречаются скелеты и парциальные погребения. Вместилищами для пепла служили матерчатые мешочки, сумочки из травы, коробки из бересты, деревянные ящички и внутренняя полость масок-бюстов.

Число погребенных в склепах в виде трупов, кукол и просто пепла в мешочках различается в зависимости от размеров конструкций. В простых малых склепах укладывались от 10 до 40 покойников. В большие склепы помещали до 100 и более остатков кремированных людей. Захоронения детей в возрасте до 7 лет совершались обособленно.

На окраинах Таштыкских грунтовых кладбищ, чаще всего рядом со склепами, устанавливали ряды каменных стел с поминальным ямками. Они служили местом отправления жертвенных тризн по умершим родственникам. Перед каменными столбами в ямку или прямо на поверхность земли клали напитки в горшках и куски мяса, преимущественно баранины или говядины.

Представители Таштыкской культуры имели смешанный антропологический тип, о чём свидетельствуют погребальные маски в Эрмитаже, Минусинском и Хакасском музеях. Среди них встречаются как европеоиды, - потомки местного населения эпохи Бронзы и РЖВ – потомки Тагарской индоевропейской культуры,  так и монголоиды, освоившие территорию Среднего Енисея в последние века до н.э. и на рубеже н.э.

В склепах знати у погребенных в большей степени выражена монголоидность, нежели в рядовых захоронениях, где долго преобладали европеоидные черты  более раннего Тагарского населения.

...


Profile

byslaikyr
byslaikyr

Latest Month

April 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner