byslaikyr (byslaikyr) wrote,
byslaikyr
byslaikyr

Categories:

Збручский культовый центр: Богит, Говда, Звенигород - Украина .


Збручский  культовый  центр: 
Богит,  Говда,  Звенигород  -  Украина .




взято у borys_javir
“Збручанський культовий центр:
Богит, Ґовда, Звенигород.




.рис 0 заставка-





Богит.



Согласно  сведениям, известным на данный момент, в раннем Средневековье на территории Галиции проживали Склавены , которые позже вошли в государственное образование Белая Хорватия (А. Корчинский, В. Идзьо). Насколько известно, части Белых Хорватов и Белых Сербов вышли из этих земель в 4-7 веках н.э. - в результате соглашения с Византией, чтобы заселить современные Сербию, Боснию, Хорватию (К. Багрянородный).

Ориентировочно в конце 9 - начале 10 века государственное образование Белых Хорватов переживало не лучшие времена, различные его части принимали то протекторат  Великой Моравии, то Венгрии, а затем и Польши. В конце 10 века большая часть территории Белой Хорватии вследствие военных походов русского кагана Владимира перешла под власть Руси. С тех пор началась русификация (от слова Русь) этих земель. Вследствие войн в 10-11 веках часть бывших Хорватских центров пришли в упадок (А. Корчинский).

Збручанский культовый центр . Так называемый Збручанский культовый центр возник, по данным археологии (И. Русанова, Б. Тимощук). еще ок. 6-5 веков до н. эры. Он переживал то этапы развития, то этапы стагнации. Последний период подъема начался ориентировочно в 10 веке и завершилось в 13 веке. Также есть информация, что массовые паломничества в Звенигород происходили еще в 14 веке, а небольшие обряды в Медоборах были вплоть до середины 17 века.

Благодаря археологическим раскопкам, в свое время,  выяснилось, что в Медоборах был мощный языческий центр,  расцвет которого пришелся на 10-13 вв. н.э. , а затухание растянулось  на 300-400 лет.
Культовый центр объединял несколько, пока обнаруженных, городищ, расположенных на вершинах или склонах гор Медоборского хребта (Богит, Говда, Звенигород и другие),  селища и могильники.



.



рис 1. Общая карта-схема (кликабельно).



В 1848 году в реке Збруч был найден Збручанский образ (возможно - идол Святовита), что и стало предпосылкой к научному исследованию. Упомянутый идол был относительно аккуратно оставлен в реке, на нем не было обнаружено существенных повреждений, что дает основания полагать, что его спрятали сами язычники во времена, когда культовый центр начал падать, а давление христиан существенно усилился.

В ходе раскопок (И. Русанова, Б. Тимощук) найден был идол в Звенигороде, который был зарыт потом в идентифицированном как храм помещении ...

Возле села Лычковцы, неподалеку от городка Гусятин, есть  гора, где когда-то стоял замок (теперь только часть стены от него) и развалины старого костела . Пройдя мимо отделения заповедника "Медоборы", направляясь на восток, потом дорогой  через лес - на север  можно выйти к пойме реки Збруч.



.Рис 2  Река Збруч-



рис 2.  Река Збруч.



Река Збруч - тысячелетний рубеж между различными этническими, культурными и  государственными формациями.  В некоторых местах это довольно узкая река, но в истории сыграла, играет и еще будет играть, пожалуй, большую роль.

Тут находиться место ориентировочной находки Збруцкого идола. В год, когда его нашли, была сильная засуха, река обмелела и стало видно верх древней статуи. Увидев шляпу, выступающий из-под воды, местные люди, по преданию, сначала подумали, что это человек ...



.рис  3. Збручанський  ідол.-



рис 3. Збручанський  ідол.



.рис 4 над Збручем-



рис 4.



рис 5 над Збручем-



рис 5. По  левую сторону поля - лес, по правую - дерева над Збручем.



Немного южнее находится большое по площади Девичье поле. Вообще, если брать разные карты и рассказы жителей близлежащих сел,  то Девичье поле тянется вдоль Збруча едва-ли не от подножия Богит и вплоть до села Требуховцы.

Почему Девичье поле ?  Название, возможно,  происходит от древней богини Девы (Диванна, Дивонна, Дзевонна т.д. - в зависимости от произношения того или иного славянского языка). Культ данной Богини известен не только у славян, но и во всей Европе (М. Козлов, Б. Рыбаков, М. Гимбутас).

Далее, на юго-запад, идет дорога в сторону ближайшей вершины. Здесь - под скалами - место, где древние валуны разложены так, что образуют кругообразное замкнутое пространство с входом, ориентированным на запад.



.рис 6-



рис 6.



.рис 7-




рис 7.



Валуная выкладка расположено на склоне. Над ней возвышается небольшая (в несколько метров высоты) скала, на вершине которой просматривается кругообразный участок. На карте И. Русановой и Б. Тимощука эти места являются «белым пятном» .



.рис 8-



рис 8.



С вершины довольно высокой скалы, которая является частью безымянной горы  на карте (правда, гора имеет высотную отметку более 400  м над уровнем моря), открывается вид на левый берег Збруча и потрясающий вид вниз. По хребту, на северо-запад, идет  едва заметная тропинка, то терялась в лесу, то  потом снова появлялась, в западном направлении - как идет  хребет Медоборов. Дорога приводит  под гору Богит ...

Богит. В Медоборах, которые из-за особенностей рельефа называют горами, возвышается гора Богит. Ее называют по-разному: Богит , Бохит, Бохит, Бохут. Гора довольно существенно выделяется на местности , поэтому неудивительно, что в свое время здесь было древнее городище и культовый центр:

На городище Богит  выявлено капище с местом для идола, жертвенная яма, ритуальные наземные дома и временные углубленные жилища. Богит был окружен системой валов (досыпались, доделывались и перерабатывались в различные временные периоды) и рвов. В комплекс городища входили также курганные и грунтовые могильники с погребением по обряду трупосожжения, окружающие селища. Во время раскопок в жертвенной яме был найден перстень галицкого короля Юрия И.

Священная часть городища с капищем и жертвенником находится в самой высокой части горы, и отделена  символическим валом . Вокруг капища найдено 8 жертвенных ям, а почти посередине стоял идол.



.



рис 9.  План-схема городища Богит из книги "Языческие святилища древних славян" (кликабельно).



.рис 10-



рис 10. Хребет идет на запад, с небольшим склонением на север. Тропу, посыпанную оранжевым листьями, хорошо видно между зеленых трав, кустов и деревьев.



.Рис 11.  По обе стороны от тропы - вал.-



рис 11.  По обе стороны от тропы - вал.



Первоначальная часть вала  древняя. по датировкам -  ей более 2500 лет - место имело культовое значение уже тогда.



.рис 12. Богит,  ямы от жилищ-



рис 12. Богит,  ямы от жилищ, обозначенные на карте И.Русановои и Б.Тимощука.



.рис 13.  - небольшой деревянный идол-



рис 13. На месте расположения капища - небольшой деревянный идол, приблизительная копия Збруцкого идола. Фигурка выполнена из дерева, резьба довольно грубая. Стоит, правда.  значительно южнее того места, где был идол (теперь там углубление, которое ориентировочно имеет функции жертвенной ямы - часто там застают зерно, монеты, другие жертвы). В древних жертвенных ямах (а их 8 вокруг капища) свежих жертв не обнаружено, или, по крайней мере, они очень незначительны.

С капища, в  направлении  на юг, тропа выходит на вал и к западному мысу горы Богит, на котором расположен жертвенник.



.рис 14-



рис 14.



Священные сооружения предков находится в довольно запущенном состоянии - за несколько веков валуны оказались в менее упорядоченном состоянии, чем теоретически были изначально, все зарастает травой. Правда, есть следы современных языческих (неоязыческих) ритуалов: дерево с разноцветными лентами , жертвы в виде зерна, монет, конфет и тд.



.рис 15. Остатки сооружения над ритуальной колодцем-



рис 15. Остатки сооружения над ритуальной колодцем. На карте-схеме археологов валуны не обозначены.



Рядом с  ритуальным колодцем  внимание привлекает объект, которой не обозначен на карте-схеме Русановой и Тимощука. Сооружение представляет собой фундамент или пьедестал из камня. Форма близка к квадратной. Стороны ориентированы по сторонам света. Если стать спиной к сооружению, то впереди - ровная площадка, который завершается обрывом, что сливается со рвом перед внешним валом. В том-же  рву, сразу под упомянутым площадкой,  и находиться ритуальный  колодец.



.рис 16. Ритуальная колодец. Вид с края площадки-



рис 16. Ритуальная колодец. Вид с края площадки.



Сейчас колодец имеет подтреугольную форму, одна из стенок обвалилась и заросла травой. Когда-то, говорят, Н. Потоцкий  раскопал этот объект не глубже, чем на 10  метров. Может он там что-то и нашел, но в  XX века вновь все  была закопано.

Далее, взяв курс на северо-восток и, перейдя городище, оказываешься  у дольмена. Дольмен - это сооружение из двух или более огромных камней, поставленных вертикально и перекрытых сверху еще одной горизонтальной плитой.

Есть догадки, что дольмены были заложены на значительных территориях Европы населением – археолог. Культуры Воронковидный Посуды , которая имеет временные рамки от 4000- до 2700 лет до н.э., и  существовала параллельно культуры Триполье-Кукутени, распространена была  на просторах от Севера Европы до юз Украины и Галичины (именно у представителей КЛП впервые возникает ген восприятия лактозы).

Если будущие исследования покажут непрерывность проживания людей на этих территориях и сакральное значение горы в те далекие времена, то история Збручанского культового центра станет глубже на три тысячелетия.

Дольмены, как считается, использовались их создателями в погребальном обряде. По народному поверью, желание, загаданное при переходе через эти "ворота миров", обязательно сбывается.



.рис 17 дольмен-



рис 17. Дольмен.



После дольмена тропа возвращается ко входу в городище и направляется на север – идет довольно длинным валом. Как и на карте-схеме археологов, вал поворачивал на запад.



.рис 18. Вал к северу от городища Богит.-



рис 18. Вал, который идет к северу от городища Богит.



.рис 19. Подле дороги  трухлявый корень-



рис 19. Подле дороги,  которая идет вдоль реки Збруч -  трухлявый корень, подобный черепу  рогатого животного. Вообще, в этих лесах много странных деревьев, камней.



Говда.



Говда - городище, расположенное на склоне, над рекой Збруч . Его небольшая овальная площадка имеет уклон к югу, перепад высот составляет около 20  м. Кольцевой вал городища несколько раз досыпали и мостили камнем. На валу зажигали костры. В XI веке на городище был выкопан колодец, который, скорее всего,  имел культовое значение. В XII веке его засыпали, оставив на месте жертвенную яму. Неподалеку расположена хлебная печь. С западной и северной стороны от городища расположены многочисленные селища одновременной эпохи.



.



рис 20 . План-схема городища Говда из книги "Языческие святилища древних славян" (кликабельно).



После недолгого пути лесом, по склону хребта Медоборы, следует спуск в долину. Взглянув вверх, становится понятно.  что дорога приводит к следующему городищу . Небольшая тропинка поднимается на юго-западный участок вала.



.рис 21--



рис 21.



Городище Говда  в целом соответствует описанию И. Русановой и Б. Тимощука - наклонный участок, который над склоном существенно выделяется благодаря валу. Местность не производит  впечатления, что здесь якобы невозможно было бы жить из-за большого уклона местности (так писали археологи) - гуцулы ставят свои деревянные дома и не на таких склонах. Правда, участок достаточно выровнен, и следов  каких-либо сооружений не видно.

Вал идет на самое высокое место - западный мыс городища. На самом верху находиться яма (обозначена на схеме), возможно, она была жертвенной - точных упоминаний нет.



.рис 22--



рис 22.



Если стать на краю вала городища и посмотреть вниз, то чувствуется величие постройки - высота валов ориентировочно до 4-6  метров (уменьшается к юго-востоку - до реки Збруч ).



.Рис 23 . Северо-восточный вал городища Говда. --



рис 23 . Северо-восточный вал городища Говда.



Вал ведет  к ритуальному колодцу, который, в позднее время существования городища, стал жертвенной ямой. Возле нее была также хлебная печь.



.рис 24.--



рис 24.



Сейчас жертвенная яма зарастает травой. Но ... На ее дне  - череп животного. Каков его возраст - загадка. Но весьма интересно.



.рис 25.



рис 25.



.рис 26. Общий вид на городище Говда с жертвенной ямой.--



рис 26. Общий вид на площадку городища Говда с жертвенной ямой.



Далее  тропа крутым склоном идет вперед. Можно мысленно представить , как люди из соседнего поселения, возможно по этой самой тропинке, носили когда-то дары богам и богиням предков, или несли муку, яйцо и молоко или другие составляющие для выпечки культовых хлебцев.

Через минут 5-7 ходьбы тропа спускается на дорогу , идущую в Звенигород ...



Звенигород .



Звенигород . В ходе экспедиции И. Русановой и Б. Тимощука, в горах, южнее села Крутилов у реки Збруч, были обнаружены остатки древнеславянского святилища с тремя капищами (или и четырьмя), и жертвенными ямами. На каменных пьедесталах когда-то горели огни. Найденные  здесь серебряные кольца, стеклянные браслеты, замки, ключи, топоры, стрелы, косы, ножницы – могут многое рассказать о жизни в древнеславянский период.

Также на городище обнаружен храм, который по параметрам весьма соответствует описаниям храмов западных славян. В полу храма было раскопано место для идола. В помещении неподалеку обнаружили конскую сбрую, то есть, вполне вероятно, что здесь могли держать священного коня, как было в Арконе . Вокруг городища выявлено 7 селищ аналогичной датировки.

Данные раскопок свидетельствуют, что святилище постепенно пришло в упадок на рубеже  13-14 веков, но не было уничтоженным никем извне.




.



рис 27. План-схема городища Звенигород на основе книги "Языческие святилища древних славян" (кликабельно).



.рис 28 Внешний вал городища Звенигород---



рис 28. Внешний вал городища Звенигород.



.рис 29 Место одного из капищ городища Звенигород---



рис 29.  Место одного из капищ городища Звенигород.



К Звенигороду путь идет то дорогой, то лесом. На склонах видны валы и рвы, расположение которых напоминает определенную систему. Также попадаются углубления правильной геометрической формы, или даже скопления таких углублений. На карте И. Русановой и Б. Тимощука этого обозначения нет .

Южнее юго-восточного мыса городища Звенигород есть источник. Пожалуй, один из тех целебных, о которых есть упоминания в литературе. Между ним и мысом протекает речка, которая берет начало  от таких-же источников.



.Рис 30.  Река от целебных источников---



рис 30.  Река от целебных источников. Когда-то  она  была в большей почете.



Через реку мостов нет - ее надо переходить по камням , которые выступают над водой, или перескакивать. Тропа хорошо протоптана. Практически сразу за рекой она разветвляется в две стороны: слева - в поселение "Бабина долина", а справа – на городище  Звенигород.



.рис 31.  ---



рис 31.



Система валов Звенигорода сразу бросается в глаза. Тропа сначала проходит один вал, затем другой. Участок постоянно повышается. Абсолютно ровных мест почти нет, разве что относительно ровные участки есть у валов.



.рис 32. ---



рис 32.



.рис 33. Валы городища Звенигород---



рис 33. Валы городища Звенигород и тропинка, которая идет через них.



Нижняя (юго-восточная) часть городища очень сильно заросла кустарником и деревьями. В древности здесь, скорее всего, было иначе. Также в данной части городища сохранились участки со степной растительностью и редкими травами. Кое-где из-под земли выступают выходы материкового камня.



.рис 34. Одна из ям на городище Звенигород---



рис 34. Одна из ям на городище Звенигород. Здесь проводились раскопки.



Верхняя, северо-западная часть городища,  значительно больше  нижней по площади. Некоторые ее участки являются довольно высоким - там стояли сооружения культового и  хозяйственного назначения.



.рис 35. ---



рис 35.



.рис 36.  Виды на места, где ориентировочно были капища---



рис 36.  Виды на места, где ориентировочно были капища.



На территории городища достаточно неплохо прослеживаются повышения (или выровненные участки), на которых когда-то были капища. Возле них обнаружены жертвенные ямы. Не так хорошо заметны следы сооружений - сложный рельеф и заросли мешают обзору. Также на территории городища было найдено сооружение, идентифицированное, как храм. Оно прилегал к внутреннему валу. В полу  храма нашли неповрежденного идола (разве что природные факторы повлияли на песчаник).



.рис 37. Внутренний вал, к которому прилегал храм---



рис 37. Внутренний вал, к которому прилегал храм.



.рис 38. Современная реконструкция храма---



рис 38. Современная реконструкция храма.



.рис 39. Вал городища Звенигород---



рис 39. Вал городища Звенигород. Когда-то здесь, на специальных площадках, горели костры.



.рис 40 . Внешний ров городища Звенигород---




рис 40 . Внешний ров городища Звенигород.



Внешний вал городища поражает величиной. Максимальная высота ок.  4-6  м над уровнем рва и 3-4 над уровнем окрестностей, его даже заметно со спутника. Площадь городища ок. 32  га. 

Далее  идет спуск в ров и выход на дорогу - к Пуще, у скалистого урочища.



.рис 41. ---



рис 41.



С левой стороны тропы – деревянные ступени и  деревянные перила - именно в ту сторону и спускается склон. Вскоре становятся видны и скальные останцы, высотой до 6  метров .



.рис 42---



рис 42.



.рис 43.



рис 43.  Скальные останцы.



Вокруг скал повсюду видны  большие валуны, лежащие подле тропы. Возможно, они скатились с вершины или откололись от материковой породы. На некоторых камнях заметны следы человеческого влияния - возможно, кто-то обрабатывал их, чтобы придать определенную форму.



.рис 44. «Двор» с камнями---



рис 44. «Двор» с камнями.



Тропа выводит во двор небольшого монастыря. Там два массивных камня, в свое время обработанные людьми, один из камней напоминает алтарь . В скале сделаны небольшие двери. Теперь здесь христианская часовня. Когда-то там жили монахи, поселившиеся в 14 веке для борьбы с  язычниками. Позже в этой "пещере" жили отшельники, о последних из которых есть упоминания в середине 19 века. Зная отношение христианских монахов к язычникам, можно только представить, какими способами заставляли людей отказываться от веры предков и признавать нового бога.

После Пущи путь идет на северо-запад, держасьь склона реки. Пройдя не более километра,  в лесу, заметно какое-то сооружение овальной формы, с входом с западной стороны. По периметру объект окружен довольно большими камнями неправильной геометрической формы. Высота площадки над уровнем окрестностей – ок  50-80  см.



.Рис 45---



Рис 45.



.рис 46---



рис 46.



.рис 47. Каменный вал опоясывает сооружение---



рис 47. Каменный вал опоясывает сооружение практически правильным овалом.



Площадка достаточно выровнена, на ней растет несколько деревьев. Также заметны камни. Возможно, они лежат в  определенном порядоке. Также возможно, что когда-то здесь также было капище, ибо снаружи сооружение довольно  много подобных "типичных" круглых или овальных капищ. На карте И. Русановой и Б. Тимощука они не указаны.




.



рис 48. Карта-схема (кликабельно).




ссылки:
1. Богит. http://borys-javir.livejournal.com/71055.html   .

2. Говда. http://borys-javir.livejournal.com/71376.html .
3. Звенигород. http://borys-javir.livejournal.com/71668.html .



 
Tags: Богит, Говда, Збручский культовый центр, Звенигород, Украина, археология, валуны, городища, история, капища, культовые места, мегалиты, славяне
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments